Сестринский уход при головной боли

Мой сайт

Сестринский процесс при боли.

Сестринский процесс при боли

БОЛЬ – неприятное ощущение (иногда нестерпимое ощущение), возникающее преимущественно при сильных раздражающих или разрушительных воздействиях на организм человека.

Поверхностная боль - результат воздейтвия на кожу, краткая, четка локализация (укол иглой, порез, трещина).

Висцеральная (внутренних органов) - боль, исходящая из внутренних органов (при стенокардии - сжимающего характера, язве желудка - жгучего) .

Глубокая - повреждение мышечной и костной ткани.

Соматическая - боль, исходящая из различных участков тела, кроме внутренних органов.

Иррадиирующая - чувство боли простирается от места ее образования до другой части тела - боль передаётся в область, удалённую от патологического очага (при остом инфаркте миокарда - в левую руку, левое плечо, челюсть, шею; при наличии камней в почках - в паховую область).

Фантомная - ощущение интенсивной боли покалывающего характера в отсутствующих конечностях.

Невралгия - острая, интенсивная боль по ходу нерва.

Атралгия - боль в одном или нескольких суставах.

Каузалгия - приступообразная, интенсивная, жгучая боль в результате повреждения периферического нерва.

Ишалгия - боль по ходу седалищного нерва.

Психологическая - Реальная для человека при отсутствии видимых раздражителей.

Bonica разделил боль на:

· полезную - острая боль является сигналом защиты для организма;

· бесполезную (с точки. зрения биологической защиты) -. хроническая боль - источник боли в организме уже- известен;

· опасную (или потенциальную) - боль не несёт никакой полезной информации и может способствовать развитию серьезных патологических реакций, которые могут привести к смерти (кардиогенный, травматический шок).

Реакция на боль – это физиологические и поведенческие изменения в организме в ответ на ее восприятие.

Сестринский процесс при боли

1-й этап - оценка состояния человека, испытывающего боль.

Цель оценки - выявление всех-факторов, влияющих на восприятие боли. Пациенты часто не сообщают о боли, либо делают это неадекватно, а медсестры часто переоценивают облегчение боли в результате анальгезирования медикаментозными средствами.

Методы проведения оценки боли.

· описание боли самим человеком;

· изучение возможной причины появления боли;

· наблюдение за реакцией человека на боль.

1 - подтверждение пациентом наличие болевого синдрома;

4 - интенсивность (использование шкал или карт);

6 - характер (острая, тупая);

7 - факторы, способствующие боли (связь с приемом пищи, перемещением, физическими воздействиями);

8 - факторы; облегчающие боль (термическое, механическое щажение);

9 - меры анальгезии;

10 - реакция человека на боль.

Карта оценки боли

Карта помогает правильно оценить характер, интенсивность, продолжительность болей и подобрать адекватное обезболивание; служит приложением к листу сестринского наблюдения.

2-й этап - определение проблем пациента.

Физиологические: боль острая или хроническая, нарушение сна/отдыха в связи с болью, снижение массы тела в связи с отсутствием или снижением аппетита, нарушение дыхания, двигательной активности.

Психологические проблемы: страх боли, госпитализации, потери работы, возможной инвалидности, смерти, наркотической зависимости при применении обезболивания, беспокойство в связи с отсутствием положительного результата лечения, беспокойство о семье и ее будущем,

Социальные проблемы: утрата социального положения, роли в семье, недоступность медицинской помощи, беспокойство финансовом положении.

1. Схватывающая, пульсирующая, дергающая, колющая, стегающая, колотящая, долбящая.

2. Боль, как от электрического разряда, сильного удара тока, выстрела.

3. Колющая; впивающаяся, сверлящая, буравящая, взрывная.

4. Острая, полосующая, разрывающая.

5. Щемящая, давящая, грызущая, стискивающая, раздавливающая.

6. Тянущая, выкручивающая, выламывающая.

7. Горячая, жгучая, прижигающая, палящая.

8. Покалывающая, зудящая, разъедающая, жалящая.

9. Тупая, ноющая, ломящая, размозжающая, раскалывающая.

10.Распирающая, тянущая, пилящая, разрывающая.

11. Утомляющая, изнуряющая.

12. Тошнотворная, удушающая.

13. Тревожащая, страшная, ужасающая.

14. Грубая, изнурительная, злая, жестокая, убийственная.

15. Сокрушительная, ослепляющая:

16. Раздражающая, обессиливающая, интенсивная, мучительная, непереносимая.

17. Обширная, разлитая, проникающая, пронизывающая.

18. Угнетающая, вводящая в оцепенение, злящая, приводящая в ярость, приводящая в отчаяние.

19. Холодящая, сковывающая, леденящая.

20. Мешающая, досаждающая навязчивая, мучающая, пытающая.

3-й этап - планирование, сестринского, ухода.

Цель этапа: уменьшение, отсутствие или минимизация боли, облегчение страданий человека; при хронической - превозмочь боль.

При хронической боли у многих людей возникает зависимость от окружающих, привычная жизнь становится затруднительной. В таких случаях необходимо научить пациентов контролировать боль. Регулирование боли - это управление человеком своей реакцией на боль, используя медикаментозные и немедикаментозные методики.

4-й этап - реализация. сестринских вмешательств:

· массаж, обучение методикам расслабления,

· максимальная. из возможных физическая активность.

5 этап – оценку результата сестра проводит, используя следующие шкалы:

Шкала для характеристики ослабления боли:

1. Боль полность исчезла - А

2. Боль почти исчезла - Б

3.Боль значительно уменьшилась - В

4.Боль слегка уменьшилась - Г

5.Нет заметного уменьшения болди - Д


Главная | О нас | Обратная связь

Тема: «Сестринский процесс при боли»

  1. Виды и характеристика боли. Эмоциональная и физическая сторона боли.
  2. Первичная оценка боли.
  3. Возможные проблемы.
  4. Определение целей.
  5. Возможные сестринские вмешательства.
  6. Оценка результатов.
  7. Документирование всех этапов СП.

Виды и характеристика боли. Эмоциональная и физическая сторона боли

Из множества различных симптомов заболеваний, боль является самым распространенным. Ощущение боли зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Поскольку боль – ощущение субъективное, ее трудно измерить, и только сам человек, испытывающий боль, говорит о ней, когда она есть, и боль существует там, где пациент говорит, что она действует, может передать нам свои ощущения и описать интенсивность боли. Боль – это не только то ,что физически ощущает человек, но еще и эмоциональное переживание. Существует концепция тотальной боли, в основе которой лежит холистический подход к человеку, свидетельствующий о том, что боль имеет разные аспекты:

- физический аспект. Боль может быть одним из симптомов заболевания, осложнением основного заболевания, а так же является побочным эффектом проводимого лечения. Боль может приводить к развитию бессонницы и хронической усталости.

- психологический аспект. Боль может быть причиной гнева пациента, его разочарование во врачах и в результатах лечения. Боль может привести к отчаянию и изоляции, к появлению чувства беспомощности. Постоянный страх боли приводит к ощущению тревожности. Человек чувствует себя брошенным и никому ненужным, если друзья перестают навещать его, боясь потревожить.

- социальный аспект. Человек, постоянно испытывающий боль, уже не может выполнять привычную для него работу. Из-за зависимости от окружающих, человек теряет уверенность в себе и чувствует собственную беспомощность. Все это приводит к снижению самооценки и качества жизни.

- духовный аспект. Частая или постоянная боль может вызвать страх смерти и страх перед самим процессом умирания. Человек может чувствовать вину перед окружающими за причиняемые им волнения. Он теряет надежду на будущее. Нервная система ответственна за возникновение ощущение боли. Ощущение боли зависит от следующих факторов:

- индивидуальных особенностей человека;

- тревоги, страха, депрессии, которые усиливают болевые ощущения;

- внушения, с помощью которого можно уменьшить боль;

- религии и религиозных убеждений, оказывающих влияние на ощущение боли;

- убеждений и отношения к боли, обусловленных социокультурными особенностями человека, причем и ощущения и реакция на боль формируются в течение жизни.

Порог болевого восприятия – это точка, при которой ощущается боль, является тем, что отличает одного человека от другого. Способность ощущать боль зависит от уровня функционирования нервной системы. Поэтому любые повреждения нервных окончаний, проводящих путей или участвующих в анализе информации областей коры головного мозга будет влиять на уровень ощущения боли.

В зависимости от локализации, причины, интенсивности и продолжительности различают несколько видов боли:

- поверхностная боль. часто появляется при воздействии высоких или низких температур, прижигающих ядов, а так же при механических повреждениях;

- глубинная боль – обычно локализуется в суставах и мышцах, человек описывает ее как продолжительную тупую боль или мучительную, терзающую боль;

- боль во внутренних органах – часто связывается с конкретным органом: «болит сердце», «болит желудок» и т.д.;

- невралгия – боль, появляющаяся при повреждении периферической нервной системы;

- иррадиирущая боль – например, боль в левой руке или плече при стенокардии или инфаркте миокарда;

- фантомная боль – боль в ампутированной конечности, часто ощущается как покалывание. Эта боль может продолжаться месяцами, о затем она проходит;

- психологическая боль – боль без физических раздражителей. Для человека, испытывающего такую боль, она является реальной, а не воображаемой.

Первичная оценка боли.

Первичную оценку боли дать достаточно сложно, поскольку боль – это объективное ощущение, включающее в себя неврологические, физиологические, поведенческие и эмоциональные аспекты. Описание боли человеком и наблюдение за его реакцией на нее – основные методы оуенки состояния человека, испытывающего боль. Н. Роупер и соавтор приводят три основных метода проведения оценки:

- описание боли самим человеком;

- изучение возможностей причины появления боли;

- наблюдения реакции человека на боль.

Прежде всего нужно определить локализацию боли. Далее следует выяснить возможную причину и время появления боли, условия исчезновения боли, а так же ее продолжительность, факторы, усиливающие или ослабляющие боль.

Интенсивность боли должна быть оценена, исходя их ощущения этой боли самим пациентом, и не обязательно определяется по реакции его на боль. Для этого может быть использована шкала оценки боли в баллах (вербальная сравнительная шкала рейтинга боли):

0 – боль отсутствует в состоянии покоя и при движении;

1 – боль отсутствует в состоянии покоя, умеренная боль при движении;

2 – легкая боль в состоянии покоя, умеренная боль при движении;

3 – умеренная боль в состоянии покоя, сильная боль при движении;

4 – сильная боль в состоянии покоя и при движении.

Наиболее эффективным способом, позволяющим установить интенсивность боли у пациента до и после анальгезии, является использование линеек со шкалой, по которой оценивается сила боли в баллах:

  1. Простейшая описательная шкала интенсивности боли

Чтобы правильно осуществлять уход за больным при гипертонической болезни и своевременно и грамотно планировать сестринский процесс, разберем определение самого заболевания. Итак, гипертоническая болезнь -заболевание, сопровождающееся таким патологическим состоянием, как гипертония или гипертензия.

Артериальная гипертония или гипертензия -повышение артериального давления, которое обусловлено не естественными реакциями организма на определенные физиологические ситуации (стресс, жара, соматическое заболевание). При артериальной гипертензии возникает разбалансированность систем, ответственных за поддержание артериального давления в пределах нормы.

По рекомендации ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), повышенным артериальным давлением принято считать АД от 140/90 мм рт. ст. Гипертоническая болезнь -заболевание, ведущим симптомом которого является склонность к артериальной гипертензии. Факторами риска возникновения гипертонической болезни принято считать:

  • генетическую предрасположенность;
  • хронические стрессовые ситуации;
  • частые тяжелые физические нагрузки;
  • отсутствие либо самый минимум физических нагрузок;
  • психологические травмы;
  • несбалансированное питание (в том числе повышенное употребление поваренной соли);
  • злоупотребление спиртным;
  • табакокурение;
  • избыточный вес и ожирение.

Гипертоническая болезнь до недавнего времени считалась заболеванием возраста от 40 лет. Однако в последние годы гипертоническая болезнь, как и другие сердечно-сосудистые патологии, значительно помолодела и довольно часто встречается у лиц юного возраста (до 30 лет).

Стадии гипертонической болезни

I стадия -нестойкое повышение АД до 140/90 -160/100 мм рт. ст. может быть в течение нескольких дней подряд. Уровень артериального давления нормализуется после отдыха. Однако рецидивы подъема АД неизбежны. Изменений внутренних органов при I стадии ГБ не имеется.

II стадия -уровень АД от 180/100 -200/115, имеются фиксируемые изменения внутренних органов (часто -гипертрофия левого желудочка, ангиопатия сетчатки). Самостоятельно уровень АД нормализоваться не может, случаются гипертонические кризы . На данной стадии обязательна медикаментозная терапия.

III стадия стойкое повышение АД . достигающее уровня 200/115 -230/130.Имеются поражения сердца, почек, глазного дна. На этой стадии велик риск возникновения острого нарушения мозгового кровообращения -инсульта или острого инфаркта миокарда.

Должный уход за больным при гипертонической болезни состоит в соблюдении нескольких правил:

  • создание оптимальных условий труда и отдыха;
  • организация сбалансированного питания (диета с пониженным содержанием соли и жидкости);
  • осуществление контроля за общим состоянием и самочувствием больного;
  • осуществление контроля за своевременным соблюдением медикаментозного лечения.

Еще до осуществления полноценного ухода и оказания помощи пациенту с гипертонической болезнью медицинской сестре необходимо определить его настоящие и потенциальные проблемы. Это особенно важно сделать на ранней стадии развития заболевания.

Проблемы пациента с гипертонической болезнью I стадии

Настоящие (существующие):

  • головные боли;
  • головокружения;
  • тревожность;
  • раздражительность;
  • нарушения сна;
  • несбалансированное питание;
  • напряженный ритм жизни, отсутствие полноценного отдыха;
  • необходимость постоянного приема лекарственных препаратов, отсутствие серьезного отношения к данному вопросу;
  • недостаток знаний о заболевании и его осложнениях.

Потенциальные (вероятные):

  • нарушение зрения;
  • развитие гипертонического криза;
  • развитие почечной недостаточности;
  • развитие инфаркта или инсульта.

После определения проблем при первичном обследовании медицинская сестра собирает информацию о пациенте.

Расспрос пациента с гипертонической болезнью

Медицинской сестре необходимо выяснить:

  • условия профессиональной деятельности;
  • отношения внутри коллектива с коллегами;
  • отношения в семье;
  • наличие гипертонической болезни у ближайших родственников;
  • особенности питания;
  • наличие вредных привычек (курение, прием алкоголя);
  • прием лекарственных препаратов: какие именно принимает, насколько регулярно, как переносит;
  • жалобы на момент исследования.

Физикальный осмотр пациента

Медицинская сестра фиксирует:

  • положение пациента в постели;
  • цвет кожных покровов, в том числе наличие цианоза на отдельных участках$
  • уровень артериального давления;
  • частоту пульса.

Сестринские вмешательства при уходе за пациентом с гипертонической болезнью

Современный уход за больным при гипертонической болезни включает следующие сестринские вмешательства:

Беседы с пациентом и его родственниками:

  • о необходимости соблюдения режима труда и отдыха, улучшении условий труда и повышения качества отдыха;
  • о значении соблюдения бессолевой диеты с пониженным содержанием холестерина;
  • о значении своевременного систематического приема лекарственных препаратов;
  • о влиянии курения и алкоголя на повышения АД.

Обучение пациента и членов его семьи

  • измерению артериального давления и частоты пульса;
  • распознаванию первых признаков гипертонического криза;
  • оказанию доврачебной помощи при гипертоническом кризе;
  • методам релаксации и их применение в стрессовой ситуации и профилактически.

Обеспечение пребывания пациента в стационаре с максимальной пользой

  • контроль режима дня, проветривания помещений, правильного питания, включая передачи, приема назначенных препаратов, проведения исследований и лечебных процедур;
  • контроль массы тела, двигательного режима;
  • при возникновении угрожающего осложнения заболевания срочно вызвать врача, выполнять все назначения, осуществлять уход за пациентом как за тяжелобольным.

Еще интересное на сайте:

Источники: http://osypova1267.narod.ru/index/sestrinskij_process_pri_boli/0-68, http://megaobuchalka.ru/8/32831.html, http://www.medcectre.ru/uxod-za-bolnym-pri-gipertonicheskoj-bolezni/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Меню

  • Боль в голове
  • Воспаление легких
  • Воспаление лимфоузлов
  • Все о зубах
  • Головная боль и тошнота
  • Головная боль у ребенка
  • Головные боли при беременности
  • Заболевания глаз
  • Заложенность носа у детей
  • Как лечить ангину ребенку
  • Как лечить заложенность носа
  • Как повысить давление
  • Кашель у ребенка
  • Кожные заболевания
  • Лечение ангины
  • Лечение бронхита
  • Лечение гайморита
  • Лечение гепатита
  • Лечение глаз
  • Лечение головной боли
  • Лечение головы
  • Лечение горла
  • Лечение дерматита
  • Лечение кашля
  • Лечение кожи
  • Лечение насморка
  • Лечение уха
  • Отит у ребенка
  • Отит уха
  • Повышенное давление
  • Постоянные головные боли
  • Причины головной боли
  • Сетчатка глаза
  • Таблетки от головной боли
  • Температура и головная боль
  • Туберкулез легких
  • Что делать при головной боли
  • Избранные статьи

    Болит живот тошнота температура головная боль

    Что делать если болит голова, болит живот и высокая далее...

    Лечение насморка у детей в 2 года

    каким средством лучше лечить далее...

    Боль в животе головная боль температура у ребенка

    Почему у ребенка болит живот и голова? Если у далее...

    Популярные статьи

    Новые статьи

    Заложенность носа у трехмесячного ребенка

    Главная Детское здоровье Заложенность носа у грудного ребенка Заложенность носа у грудного ребенка Заложенный нос у грудного ребенка -не


    Заложенность носа у ребёнка как лечить комаровский

    заложенность носа у грудничка без соплей комаровский Сопли или насморк у детей чаще всего бывают вызваны тремя основными причинами: вирусами, бактериями или аллергией . Среди


    Заложенность носа у ребенка при аденоидах лечение

    Добрый день . Вот хотела узнать про аденоиды. У Аньки проблема, она дышит ртом постоянно, насморка


    Заложенность носа у ребенка в 1 5 года

    У ребенка после сна заложен нос Хронические заболевания: не указаны Здравствуйте. Ребенку 1.9 года поставили аденойды 2 степени (поставили в 1.5 года), они нас не


    Интересно